Бизнес

Белоусов поручил разобраться со снижением погрузки на железной дороге

Андрей Белоусов поручил выявить причины снижения погрузки на железной дороге — на это повлияла в том числе приостановка поставок угля на терминал в Тамани. Минэнерго посчитало тарифы для угольных компаний там «запретительными»

Белоусов поручил разобраться со снижением погрузки на железной дороге

Первый вице-премьер Андрей Белоусов по итогам отраслевого совещания 28 марта поручил Минтрансу и РЖД разобраться с причинами снижения погрузки на железной дороге на фоне приостановки поставок угля на терминал в Тамани и подготовить предложения по исправлению ситуации. Документ есть у РБК, его подлинность подтвердил источник, знакомый с содержанием протокола.

Также Белоусов инициировал создание «инцидента» по решению вопросов, связанных с вывозом грузов по железной дороге, в Минтрансе будет создана профильная рабочая группа, следует из документа. Проработка «инцидентов» в правительстве проходит для «обеспечения оперативных и согласованных действий федеральных и региональных органов власти при разрешении штатных и нештатных ситуаций и реализации приоритетных задач».

По данным Минэнерго, которые приводятся в протоколе, поставки в угольный терминал ОТЭКО приостановлены «в связи с запретительными для угольных компаний ставками перевалки грузов».

По итогам первого квартала 2024 года погрузка на сети РЖД упала на 9,7 млн т, или на 3,2%, относительно аналогичного периода 2023 года. Показатель начал падать в 2022 году, с начала 2023 года погрузка постепенно восстанавливалась, но с октября вновь перешла к снижению и по итогам года сократилась на 0,2% к 2022 году. РЖД в 2024 году планировали перейти к росту в 2,7%.

Роль терминала ОТЭКО

На общий показатель повлияла в том числе приостановка поставок угля на терминал ОТЭКО в Тамани, куда в январе—марте, по данным РЖД, не вывезено 5,1 млн т угля, говорится в протоколе.

«Угольщики отказались отгружать продукцию на экспорт через терминал ОТЭКО из-за высокого тарифа на перевалку. Вместо этого ее повезли на Дальний Восток, на забитый Восточный полигон, из-за чего пострадали все операторы на направлении», — объясняет собеседник РБК в одном из крупных операторов.

Новости компаний

РБК Компании

Как бизнесу развить HR-бренд

Узнайте, зачем hr-бренд нужен бизнесу

Белоусов поручил разобраться со снижением погрузки на железной дороге

РБК Компании

Старейшие юридические компании региона

Подробнее в каталоге по регионам

Белоусов поручил разобраться со снижением погрузки на железной дороге

РБК Компании

Крупнейшие компании в сфере телекоммуникаций

Посмотрите информацию в каталоге

Белоусов поручил разобраться со снижением погрузки на железной дороге

Источник РБК, знакомый с материалами к совещанию у Андрея Белоусова, говорит, что тарифы ОТЭКО на перевалку угля в Тамани как минимум в два раза превосходят ставки конкурентов в Азово-Черноморском бассейне: в январе 2024 года компания брала $38 за перегрузку тонны угля.

Ставка в Новороссийском морском торговом порту (НМТП) составляла $14 за тонну, тариф Туапсинского морского торгового порта — $15 за тонну, Таганрогского морского торгового порта — $11 за тонну, говорит источник РБК со ссылкой на аналитические материалы, основанные на данных Минтранса.

Источник, знакомый с ходом дискуссии на правительственном совещании, добавил, что ОТЭКО заявляли о снижении ставок до $21–27 за тонну в зависимости от марки угля, но угольные компании настаивали на неприемлемости ставок «в условиях существенного снижения цен».

Источник РБК, знакомый с ходом консультаций, сказал, что на совещании в Минтрансе 2 апреля представитель ФАС говорил о нарушениях работы оператора терминала.

В пресс-службе ФАС подтвердили, что служба нашла в действиях ОТЭКО признаки нарушения антимонопольного законодательства. «По итогам анализа формирования тарифов на перевалку грузов в морском порту Тамань в действиях оператора терминала навалочных грузов ООО «ОТЭКО-Портсервис» установлены признаки нарушения закона о защите конкуренции — установление экономически, технологически и иным образом не обоснованных цен на услугу по перевалке угля», — сказал представитель ведомства. По его словам, ФАС выдала «ОТЭКО-Сервису» предупреждение, согласно которому компания должна разработать и утвердить коммерческую политику, которая определит порядок расчета тарифов на экономически обоснованном уровне. Этот уровень должен соответствовать среднеотраслевой рентабельности и способствовать перевалке угля в порту на уровне 2023 года.

В ходе совещания у Белоусова глава совета директоров группы «Дело» Сергей Шишкарев предложил председателю совета директоров ОТЭКО Мишелю Литваку «войти в коммерческие переговоры по передаче порта в коммерческое управление» или рассмотреть вопрос о продаже терминала навалочных грузов, указано в протоколе.

Источник, знакомый с ходом обсуждения, утверждает, что «политика ОТЭКО приводит к переориентации потоков угля, который может идти на юг, на и без того забитый восток. Ритмичная работа Тамани разгрузит восток и даст дорогу другим грузам», — объясняет он.

РБК направил запрос в группу «Дело».

В ОТЭКО РБК заявили, что компания не планирует передавать терминалы в коммерческое управление или продавать их. «Мы продолжим развивать экспортный потенциал юга своими силами. Единственные переговоры, которые ведем, — переговоры с экспортерами угля о налаживании перевалки, где достигнут прогресс. Мы уже снизили цены и сделали ряд шагов навстречу клиентам: выбрали более удобные «индексы привязки», увеличили сроки бесплатного накопления груза, отменили ряд поправочных коэффициентов», — утверждает представитель компании.

Источник в транспортной отрасли говорит, что договоры с угольными компаниями по новым тарифам пока не подписаны.

Владелец ОТЭКО Мишель Литвак в конце 2023 года жаловался президенту Владимиру Путину на недозагрузку терминалов в Тамани (письмо есть у РБК). Он сообщал, что из-за ограничений пропускной способности железной дороги в порт перевозится «почти в пять раз» меньше согласованного (более 10 млн т ежемесячно) с РЖД угля. Загрузка Таманского терминала навалочных грузов (ТТНГ) составляла менее 40%. Литвак просил поручить правительству при участии ОТЭКО разработать и реализовать по аналогии с квотами для Кемеровской и Иркутской областей «дорожную карту» для загрузки ТТНГ не менее 60% от пропускной способности в 2024–2030 годах.

Сергей Гришунин, управляющий директор рейтинговой службы НРА, считает, что ОТЭКО следует снизить тариф до $15–20 за тонну, поскольку конъюнктура рынка энергетического угля после введения пошлин «не предполагает возможности отгрузки продукции в южном направлении в принципе». Гришунин считает, что шансы на отгрузку есть только у сортовых поставок антрацита либо угля для пылеугольного вдувания. Сегодня отгрузка в южном направлении ведет к убыткам в пределах $5–10 с тонны из-за высоких портовых тарифов, вагонных ставок (подорожали из-за возросшего в цене лизинга) и экспортной пошлины.

Продажу терминала ОТЭКО Михаил Бурмистров из «INFOLine-Аналитики» считает маловероятной. Эксперт напоминает, что в объект вложено более 150 млрд руб.

Закупка новых локомотивов

В соответствии с протоколом совещания РЖД вместе с Минпромторгом обсудят влияние состояния локомотивов на погрузку. А к 15 апреля гендиректор госкомпании Олег Белозеров представит в правительство план пробегов, ремонтов и закупки локомотивов до 2030 года. Это необходимо для подписания долгосрочных контрактов с производителями.

В протоколе говорится, что скорректировать требования к надежности тягового подвижного состава старше 20 лет предложил Кирилл Липа, гендиректор «Трансмашхолдинга» (ТМХ).

В пресс-службе ТМХ отметили, что у компании есть планы по расширению производственных мощностей: на Брянском машиностроительном заводе — удвоение выпуска магистральных тепловозов с 250 до 500 секций; на Новочеркасском электровозостроительном заводе — с 550 до 750 секций. Также будет сохранено производство в Коломне. Представитель ТМХ отметил, что локомотивы формируют 25% в выручке ТМХ.

РБК направил запрос в «Синару».

В пресс-службе РЖД пояснили, что для обслуживания грузовой базы локомотивов «номинально» хватает, но возможности вывоза снижаются из-за больших объемов ремонта. «РЖД формируют план перевозок, исходя из уровня технической готовности локомотивов. Но по не зависящим от компании причинам этот показатель не выполняется. Координируем работу с сервисными компаниями для нормализации ситуации», — говорит представитель холдинга. По его словам, потребность в закупке локомотивов до 2035 года — около 8,2 тыс. штук, или около 680 единиц ежегодно.

Александр Слободяник, руководитель аналитических проектов Rollingstock Agency, говорит, что современные локомотивы за счет большей мощности везут тяжелые составы и увеличивают пропускную способность железной дороги. Но ключевой фактор организации перевозок — ритмичность, соблюдать которую можно только при надлежащем техническом состоянии парка. Незапланированная остановка состава на загруженном перегоне ведет к задержке других поездов, несвоевременной подаче локомотива под поезд, что оборачивается нарушением графика движения, ритмичности и падением показателей работы сети.

Бурмистров отмечает, что технические проблемы РЖД связаны как со сложностями при поставках комплектующих из недружественных стран, так и с дефицитом рабочей силы, который наблюдается во всей российской промышленности. «Необходимо повышение эффективности взаимодействия между ведущими производителями — ТМХ и «Синарой» — и РЖД в части работы над технической готовностью парка», — говорит он.

Дополнительные меры

Замгендиректора РЖД — начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило говорил на совещании, что для увеличения погрузки требуется сокращать избыточный парк вагонов на сети, увеличить размер тяжеловесного движения, совершенствовать требования к смерзающимся грузам, минимизировать нерациональные перевозки грузов топливо-энергетического комплекса на лимитирующих направлениях, субсидировать перевозки по восточному маршруту международного транспортного коридора (МТК) «Север — Юг».

В пресс-службе РЖД добавили, что вместе с партнерами по МТК реализуют согласованную тарифную политику. «Субсидирование, безусловно, положительно скажется на объемах перевозок», — отмечает представитель компании.

РБК направил запрос в «Кузбассразрезуголь», «Сибантрацит», Распадскую угольную компанию (их представители присутствовали на совещании), Минэнерго и аппарат вице-премьера Александра Новака.

В Минтрансе и Минпромторге переадресовали вопросы в РЖД.

Поделиться

Поделиться

Вконтакте
Одноклассники
Telegram

Много нового на

Белоусов поручил разобраться со снижением погрузки на железной дороге

Белоусов поручил разобраться со снижением погрузки на железной дороге

На PREMIER много нового

Смотреть

Белоусов поручил разобраться со снижением погрузки на железной дороге

Мистический триллер

Смотреть

Белоусов поручил разобраться со снижением погрузки на железной дороге

Комедийный экшен-сериал

Смотреть

Белоусов поручил разобраться со снижением погрузки на железной дороге

Криминальная драма

Смотреть

Белоусов поручил разобраться со снижением погрузки на железной дороге

30 дней за 1 ₽ на PREMIER

Смотреть

Реклама. Рекламодатель: ООО "ПРЕМЬЕР, 16+