Компания «МТС Энтертейнмент», управляющая билетными сервисами МТС Live и Ticketland, купила сервис Ticketscloud. Сумма сделки, благодаря которой компания займет треть рынка концертно-зрелищных событий, может достигнуть ₽900 млн
«МТС Энтертейнмент» — дочернее предприятие компании МТС, занимающееся концертными площадками, продюсированием и продажей билетов на массовые мероприятия, — закрыло сделку по покупке билетного агрегатора Ticketscloud. Об этом РБК сообщил глава «МТС Энтертейнмент» Михаил Минин. Сооснователь Ticketscloud Егор Егерев информацию подтвердил: у него и его партнера Катерины Кирилловой останется 15% в компании.
Предмет сделки
Билетный агрегатор Ticketscloud был основан Егором Егеревым в 2014 году. Компания специализируется на сопровождении организации массовых мероприятий на всех этапах (от планирования до проведения события) и обеспечивает промоутеров сервисом по распространению билетов. За девять лет работы агрегатора с его помощью, согласно данным на официальном сайте сервиса, уже были проданы билеты более чем на 721 тыс. мероприятий. В числе его клиентов — около 3 тыс. компаний, в том числе Comedy Club, фестиваль «Дикая мята» и владелец концертной площадки VK Stadium — Sagrado Corp.
Юрлицо компании — ООО «Тикетсклауд», — по информации ЕГРЮЛ, сейчас на 15% принадлежит самому Егереву, еще на 85% — Ticketscloud Ltd, зарегистрированному на Британских Виргинских островах: долю этого юрлица и покупает «МТС Энтертейнмент». По итогам 2022 года выручка ООО «Тикетсклауд» составила 211,9 млн руб. (рост год к году — 89,7%), чистая прибыль — почти 80 млн руб. против убытка 8 млн руб. годом ранее.
Ticketscloud работает не столько как классический билетный оператор, сколько как технологическая IT-компания, отмечает Егор Егерев. «Наши сервисы автоматизируют весь цикл работы организаторов: от создания концепции до контроля билетов на входе, — объясняет он монетизацию платформы. — Помимо этого, в рамках договора они получают доступ к большой сети дистрибуции через подключенных билетных операторов. Партнеры-операторы, в свою очередь, пользуются удобным API (Application Programming Interface, инструмент для обмена данными. — РБК) и системой бронирования билетов, продают мероприятия организаторов у себя на витринах. Мы же зарабатываем на транзакциях с продажи билетов».
Причины и сумма сделки
Переговоры по покупке Ticketscloud длились около полугода: впервые о возможной сделке «Коммерсантъ» писал в марте 2023-го. «МТС Энтертейнмент», по словам Михаила Минина, проявляла интерес к стартапу, который был одной из немногих независимых компаний на рынке распространителей билетов и «пережил падение концертного рынка сначала на фоне пандемии, а потом на фоне специальной военной операции».
Все
Крупные сельскохозяйственные предприятия
АО «ПТИЦЕФАБРИКА "СЕВЕРНАЯ"»
Выручка 28,9 млрд ₽
АО «ПТИЦЕФАБРИКА СИНЯВИНСКАЯ»
Выручка 10,2 млрд ₽
АО «ПТИЦЕФАБРИКА РОСКАР»
Выручка 10,1 млрд ₽
АО АГРОФИРМА «ВЫБОРЖЕЦ»
Выручка 3,6 млрд ₽
При выполнении согласованных бизнес-показателей стоимость выкупа составит до 900 млн руб. Точную сумму сделки Минин не раскрывает, однако подтверждает, что предусматривается полный выкуп компании в течение двух лет.
После покупки в 2018 году операторов Ticketland и Ponominalu, за которые МТС совокупно заплатила 3,6 млрд руб., это стало крупнейшей сделкой на рынке билетных агрегаторов, уточняет Минин. Для сравнения: сумма сделки по покупке «Яндексом» билетной системы TicketSteam в 2019 году оценивалась экспертами всего в 20–50 млн руб. В 2021 году компания «Афиша», входящая в экосистему Сбербанка, приобрела исключительные права на систему Listim.Tickets. Сумма той сделки не раскрывалась, но годом ранее юрлицо Listim.Tickets — ООО «Айти Структура» — выручило всего 32,1 млн руб., а ее чистый убыток составлял 4 млн руб. В августе 2023 года компания «АБ Холдинг», материнская структура Альфа-банка, получила 25% билетного оператора «Кассир.ру», сумма сделки не раскрывалась. Сам «Кассир.ру» за год до этого приобрел у немецкого холдинга CTS Eventim агрегатор Parter.ru (источник «Коммерсанта» называл ту сделку «фактически безденежной», так как в CTS Eventim давно планировали избавиться от убыточного актива), а в 2021-м — 60% билетной платформы и маркетингового сервиса Radario (сервис оценивали в 300–400 млн руб.).
«Сделки на рынке с 2019 года были вызваны не стремлением к росту, а консолидацией несопоставимых по размеру компаний, — комментирует соглашение Минин. — Мы же приобретаем равноценный актив. Если говорить про концертно-театральный сегмент российского рынка развлечений, доля Ticketscloud составляет на нем, по нашим оценкам, 12%. Наша — еще 20%, к нам с этой точки зрения близок только «Кассир.ру». С учетом того, что пересечение представленных у нас и у Ticketscloud мероприятий менее 15%, по итогам сделки наша доля перешагнет треть рынка. Кроме того, если у нас на витринах порядка 60% мероприятий в продаже сконцентрированы на рынке Москвы, то у Ticketscloud соотношение столичных и региональных мероприятий равноправно. Это позволит нам усилить присутствие бизнеса в регионах».
После закрытия сделки команда Ticketscloud продолжит управлять бизнесом сервиса, который как минимум в течение нескольких лет после сделки продолжит работу под своим брендом, говорит Минин. Компания будет функционировать в качестве одного из направлений в структуре «МТС Энтертейнмент», а также подключать организаторов мероприятий к билетным витринам МТС и предлагать им различные маркетинговые возможности. Кроме того, компании будут совместно развивать цифровые и мобильные продукты для концертных и театральных организаторов. Текущее программное обеспечение, используемое МТС, по словам Минина, ориентировано в большей степени на задачи театров. Экономия на разработке ПО с внедрением систем Ticketscloud может составить более 200 млн руб.
После сделки «МТС Энтертейнмент» планирует развивать билетные витрины, а также выходить в новые сегменты рынка: музеи, активитиз, рынок перепродажи билетов и другие новые для компании направления. Запускать продажи билетов на спортивные события и киносеансы после закрытия сделки компания не планирует, уточнил Минин. Отсутствие интереса к спорту он объясняет прежде всего низкой выручкой от продаж в этом сегменте: «Рынок спортивных мероприятий генерирует около 8 млрд руб., тогда как концерты — около 35 млрд руб.». Кроме того, обязательной для работы со спортивным сегментом является интеграция систем безопасности и Fan ID, которая потребует больших финансовых ресурсов.
Сделка «МТС Энтертейнмент» и Ticketscloud — закономерный шаг «на пути к объединению активов в супермонополию в области культуры и развлечений, к чему «МТС Энтертейнмент» давно и последовательно движется», считает глава агентства InterMedia Евгений Сафронов. Ticketscloud, по его оценке, занимает на рынке значимое место, «предлагаемые им сервисы вполне могут быть названы уникальными».
Уполномоченный по вопросам культурно-массовых мероприятий Ольга Шпигальских также считает, что сделка выгодна для МТС, так как сделает работу партнеров компании более удобной. Однако для рынка в целом сделка, по ее мнению, не будет ощутимой, так как Ticketscloud станет лишь дополнительным сервисом.
Что говорят участники рынка о перспективах отрасли
Спрос на развлечения всегда будет оставаться стабильным, считает Минин, но предложение «по разным причинам сократилось». По сравнению с 2021 годом на треть упала выручка в концертах из-за покинувших страну или попавших под запреты артистов. «Если говорить о концертном сегменте — среднесрочно он уже не восстановится к показателям 2019 года, — рассуждает глава «МТС Энтертейнмент». — Этот спрос будет удовлетворен другими развлечениями — мюзиклами, выставками и т.д.».
Минин перечисляет и новые вызовы, с которыми приходится сталкиваться организаторам массовых мероприятий. По большей части они, по словам главы «МТС Энтертейнмент», связаны с ужесточением законодательства, регулирующего деятельность иноагентов, а также с запрещением демонстрации и пропаганды ЛГБТ и наркотиков. Неоднозначно обстоит ситуация и с театрами. Ссылаясь на данные Минкульта, Минин отмечает падение количества зрителей в театрах Москвы в 2022 году на 25% по сравнению с «чистым» допандемийным 2019-м и на 10% — по Петербургу.
Ольга Шпигальских, в свою очередь, в прогнозах по рынку более оптимистична. «Очень активно прошел летний сезон, на осень свободных дат на площадках уже нет, — фиксирует она. — Кризис прошлого года индустрия развлечений преодолела: зритель ходит на мероприятия, а показатели сборов довольно серьезные».
Красиво отдыхать
Специальный проект
Встретить закат на пустынном песчаном пляже
Отдохнуть
Замедлиться на берегу бирюзовой Катуни
Отдохнуть
Провести беззаботные выходные вдали от города
Отдохнуть
Наблюдать за звездами на Лунной поляне
Отдохнуть
Реклама, ПАО "МТС"