Медиа и Технологии

Как изменился российский рынок рекламы за десять лет

Рынок рекламы в России за десять лет вырос почти в два раза в рублях, но сократился на 13% в долларах. До 2022 года на рынке доминировали иностранные компании — их контракты номинировались в валюте

Как изменился российский рынок рекламы за десять лет

Российский рынок рекламы за последние десять лет вырос в рублях практически в два раза — с 291 млрд руб. в 2014-м до 562 млрд руб. в 2023 году. Это следует из ежегодного отчета отраслевого издания AdIndex (имеется в распоряжении РБК).

Как изменился российский рынок рекламы за десять лет

Отражает ли рост в рублях реальную картину

Несмотря на рост в рублях, в долларовом выражении оборот рынка рекламы за последние десять лет демонстрирует падение на 13%, говорится в отчете AdIndex. Исходя из рублевых показателей и средневзвешенного курса доллара за каждый год, которые приводит AdIndex, в 2014 году оборот рекламного рынка в России составил $7,6 млрд, тогда как в 2023 году — только $6,6 млрд.

Такое сопоставление, по словам руководителя исследовательского направления AdIndex Ирины Пустовит, необходимо потому, что именно в американской или европейской валютах выражается стоимость большинства активов и обязательств компаний, доминировавших до 2022 года на российском рекламном рынке. «По ценам, установленным в долларах США или евро, производилась этими компаниями и основная часть их закупок, — объясняет Пустовит. — Производя оценку рынка в рублях, достаточно трудно отследить вклад его ослабления по отношению к иностранной валюте. Перевод в доллар как самую распространенную международную расчетную валюту решает задачу сравнения показателей рынка в меняющейся экономической среде».

Впрочем, глава Института современных медиа Кирилл Танаев настаивает, что оценивать российский рекламный рынок в долларовом выражении в текущих реалиях уже некорректно: «Потребительские цены, цены на недвижимость, зарплаты в экономике в значительной степени оторваны от долларового эквивалента. Большая часть зарубежных рекламодателей, товары которых имели привязку к доллару, ушла с рынка».

Комментируя общие показатели рынка, Танаев отмечает, что «разумная рекламная стратегия всегда предполагает определенный микст из разных каналов продвижения. «Собственно, именно отсюда рост и в видеорекламе, включающей ТВ, и в аудиорекламе, и в интернет-рекламе, — утверждает он. — Феномен последнего времени — восстановление интереса к радио и резкий рост рекламного предложения в Telegram».

Как изменились бюджеты крупнейших рекламодателей

В 2023 году структура российского рекламного рынка продолжила видоизменяться, отмечают в AdIndex. Так, по сравнению с 2014 годом из десятки крупнейших рекламодателей выбыли все зарубежные компании из FMCG (товары повседневного спроса) и фармсегмента. Топ-3 по итогам прошедшего года представляют «Сбер», «Яндекс» и Ozon. Десять лет назад это были Procter & Gamble, PepsiCo и Mars Russia. Однако после 2022 года эти компании значительно сократили маркетинговую активность в России.

Как изменился российский рынок рекламы за десять лет

В пресс-службе «Яндекса» подтвердили, что на фоне «активного развития бизнеса» компания наращивает объем рекламы по всем каналам, ключевым же остается онлайн-продвижение. В VK не согласились с данными AdIndex, однако собственных цифр по маркетинговым бюджетам не привели, отметив лишь, что объем рекламных расходов компании в 2023 году сопоставим с 2022-м.

В Ozon главной задачей при медиапланировании на 2024 год назвали «максимально широкое информирование покупателей о распродажах, акциях и выгодных ценах», а также добавили, что инвестируют более 3 млрд руб. в продвижение одежды, обуви, аксессуаров, ювелирных украшений, красоты, детского ассортимента и товаров для дома.

Остальные компании из топ-10 крупнейших рекламодателей либо не ответили на запросы РБК, либо отказались от комментариев.

Поделиться

Поделиться

Вконтакте
Одноклассники
Telegram

РБК в Telegram

На связи с проверенными новостями

Как изменился российский рынок рекламы за десять лет

Эрдоган проиграл «битву за Стамбул»?

Как изменился российский рынок рекламы за десять лет

Стали известны подробности убийства пилота, угнавшего вертолет на Украину

Как изменился российский рынок рекламы за десять лет

Последствия нового обстрела Белгорода. Фото

Как изменился российский рынок рекламы за десять лет

Шри-Ланка продлила выдачу бесплатных виз для россиян. Подробности

Как изменился российский рынок рекламы за десять лет

Мэр Парижа заявила: «Спортсменам из России будут не рады на Олимпиаде». Что ответила Захарова?

Как изменился российский рынок рекламы за десять лет

Видеокадры с места столкновения поезда и автобуса в Ярославской области

Как изменился российский рынок рекламы за десять лет

МВД предложило ужесточить контроль за иностранцами в России. Главное

Как изменился российский рынок рекламы за десять лет

Как изменились поставки вин из Евросоюза в Россию. Инфографика

Как изменился российский рынок рекламы за десять лет

Учёные рассказали почему пришли «самые теплые годы»

Как изменился российский рынок рекламы за десять лет

Названы 10 самых богатых людей мира: от Илона Маска до Уоррена Баффета

Как изменился российский рынок рекламы за десять лет

Цены на золото обновили исторический рекорд. С чем это связано?

Как изменился российский рынок рекламы за десять лет

Мэр Харькова заявил, что в городе разрушена почти вся критическая инфраструктура

Как изменился российский рынок рекламы за десять лет

В Воронеже произошел взрыв в кафе. Видео