Медиа и Технологии

Российские киностудии заявили о зависимости от импортных камер

За год работы под санкциями отечественная киноиндустрия пока не смогла найти российских аналогов иностранному оборудованию. Объем кинорынка из-за санкционного давления может сократиться на 50%

Российские киностудии заявили о зависимости от импортных камер

Российская киноиндустрия на 90% обеспечивается иностранным оборудованием, которому на текущий момент нет конкурентоспособных отечественных аналогов, в связи с чем отрасль критически нуждается в государственном стимулировании, говорится в составленном по итогам 2022 года пояснении к бухгалтерской отчетности одного из крупнейших участников кинорынка — Киностудии им. М. Горького. С текстом документа ознакомился РБК.

В последние годы правительство и Минкультуры значительно увеличили финансирование киноотрасли в целях импортозамещения кинопродукции — в этом отношении поддержка государства чувствуется, отмечает заместитель гендиректора по техническим вопросам, закупкам, безопасности и АХО Киностудии им. М. Горького Андрей Данилин. Так, в 2022 году по линии Минкультуры и Фонда кино было распределено более 10 млрд руб., а на 2023 год запланировано выделение 11,6 млрд руб.

«Но импортозамещение в производстве техники и программном обеспечении для кинопроизводства — это процесс, который может занимать годы и даже десятилетия и является крайне актуальным для киноотрасли», — отмечает Данилин. За год почувствовать эффект государственных усилий в этом направлении невозможно, и в ожидании появления российских аналогов киностудии вынуждены пользоваться зарубежными технологиями дружественных стран, говорит он.

Прогнозируемый эффект санкционного давления на киноиндустрию, как говорится в отчете, «оценивается в 50-процентное снижение общего объема рынка». Как поясняет Данилин, в 2022 году отрасль, ранее уже ослабленная пандемией, столкнулась со значительным падением кассовых сборов вместе с потерей продукции мировых мейджоров «вплоть до 50%».

В пресс-службе Минкультуры в ответ на запрос РБК сообщили, что кинопрокат в России, лишенный голливудского контента из-за санкционного давления, держится на достойном уровне благодаря успешной работе российских фильмов. По данным министерства, сейчас рынок на 79% обеспечен российским кино. За пять неполных месяцев 2023 года сборы отечественных картин составили 16,7 млрд руб., что превышает годовой объем сборов отечественного кино за последние восемь лет, а по итогам всего года кассовые сборы могут составить до 40 млрд руб.

Почему кинотехнику пока не удалось импортозаместить

Проблема импортозамещения необходимого для кинопроизводства оборудования поднималась еще год назад в отчете киностудии «Ленфильм». Тогда в документах компании говорилось, что студия не смогла выполнить одно из поручений президента и правительства, состоявшее в «поэтапном замещении закупки иностранной продукции эквивалентной по техническим характеристикам и потребительским свойствам российской продукцией», поскольку «такое [российское] оборудование отсутствует». Гендиректор «Ленфильма» Федор Щербаков тогда пояснял РБК, что студия «внимательно мониторит рынок» на предмет появления российских аналогов необходимой для кинопроизводства техники.

Год спустя российская киноиндустрия все еще зависима от импортного материально-технического обеспечения, но «каких-либо проблем это не вызывает», говорит сейчас в разговоре с РБК Щербаков. «Сегодня есть возможности приобретать оборудование в дружественных странах и для расходников использовать параллельный импорт», — объяснил глава «Ленфильма», добавляя, что российские аналоги начинают постепенно появляться, например, в области светового оборудования.

Гендиректор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров на просьбу прокомментировать оценку зависимости российского кинопроизводства от иностранной техники заявил, что она «практически стопроцентная», а российских аналогов за прошедший год не появилось. При этом «особого влияния санкций» на кинопроизводство в России Шахназаров не видит: «Это связано с тем, что технологии, которыми обладает российская киноиндустрия, в частности «Мосфильм», до введения санкций являлись новейшими, у них есть определенный ресурс в несколько лет».

Большинство опрошенных РБК участников кинорынка также признают продолжающуюся зависимость производства контента от иностранного оборудования. Так, оценку Киностудии им. М. Горького подтвердил руководитель кинокомпании СТВ, соучредитель анимационной студии «Мельница» и председатель правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения Сергей Сельянов, отметивший, что импортозамещение в этой области — задача «не одного года». Оксана Барковская, генпродюсер группы компаний «Формат ТВ» (снимает проекты для канала РЕН-ТВ и по заказу Института развития интернета), также согласна с тем, что российский кинорынок почти полностью обеспечен именно импортным оборудованием. Однако с его нехваткой, а также повышением цен на технику она на практике пока не сталкивалась.

Более остро проблема импортозамещения стоит перед производителями анимации, считает Владимир Николаев, генпродюсер анимационной студии «Воронеж» (бывшая Wizart Animation, выпустившая франшизу «Снежная королева», проданную более чем в 130 стран мира). «Если мы говорим про качественную 3D-анимацию, падение объемов производства может достигнуть 70–80%, поскольку пакеты необходимого программного обеспечения будут отключаться, а обновления просто перестанут поступать, — считает Николаев. — О стопроцентной зависимости от иностранного ПО мы говорили на встрече с президентом еще в 2017 году, с тех пор мало что изменилось». Для разработки полноценных аналогов, по оценке Николаева, потребуется от трех до пяти лет, а объем необходимых субсидий составляет до 900 млн руб. Студия «Воронеж» также ведет работу над собственными программными модулями, но пока их используют в тестовом формате.