Медиа и Технологии

VK будет учить блогеров бороться с «синдромом самозванца»

VK запустит бесплатные курсы для блогеров. На фоне проблем с получением дохода от иностранных соцсетей и из-за падения их популярности в России отечественные компании обострили борьбу за лидеров мнений

VK будет учить блогеров бороться с «синдромом самозванца»

Холдинг VK запустит образовательную платформу для блогеров «Школа авторов». Об этом РБК сообщил источник на рынке блогеров, информацию подтвердили в самой компании.

Курсы будут бесплатными для блогеров и авторов сообществ «ВКонтакте», но записаться на них смогут только инфлюенсеры с аудиторией до 100 тыс. подписчиков, пояснила РБК директор департамента по работе с сообществами холдинга Мария Воробьева. Программа обучения будет рассчитана на 2023–2024 годы, первый набор планируется уже в конце мая. Среди предлагаемых для освоения тем — производство контента, практики ведения сообществ на определенные темы, а также психологические тренинги, например по борьбе с «синдромом самозванца». Ведущими курса будут в том числе блогер Анастасия Ивлеева, SMM-специалист Дарья Скачкова, писатель Максим Ильяхов, телеведущий Руслан Фаршатов, главред музыкальной редакции VK Сергей Мудрик и другие.

В пресс-службе VK инвестиции в проект не раскрывают. Собеседник РБК с EdTech-рынка, знакомый с деталями разработки курсов, оценивает вложения VK в проект в 60 млн руб. Еще один эксперт из индустрии блогеров считает, что сам курс мог обойтись в 50 млн руб. без учета гонораров гостям и лекторам, сумма которых «обычно договорная и определяется индивидуально». Названные экспертами суммы для подобного проекта глава информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков называет «рыночными». Глава агентства InterMedia Евгений Сафронов также называет такой бюджет «вполне приемлемым для такого проекта».

Нужны ли блогерам российские соцсети

За последний год рынок блогеров в России претерпел серьезные изменения. В первую очередь они были спровоцированы блокировкой в России популярной площадки Instagram (принадлежит компании Meta, деятельность которой признана в России экстремистской и запрещена), невозможностью загрузки нового контента в TikTok и ограничением монетизации хостинга YouTube. И если на аудитории TikTok и YouTube это отразилось в меньшей степени, то Instagram, занимавший в январе 2022 года, по данным Mediascope, шестое место в топ-15 интернет-ресурсов, сейчас из этого рейтинга выбыл вовсе.

В результате этих изменений блогеры начали «перегонять» свою аудиторию из Instagram в альтернативные соцсети, в том числе в VK, размещая там уникальный контент, утверждает операционный директор компании Getblogger Марина Кондрашова. «Уже более 70% блогеров, с которыми мы работаем, используют аккаунты в VK для заработка на рекламе, что свидетельствует о большой популярности соцсети среди инфлюенсеров», — отмечает представитель Getblogger.

Помимо VK, чья сеть «ВКонтакте», по данным исследовательской компании Mediascope, является самой популярной соцсетью в России (без учета мессенджера WhatsApp) со среднесуточным охватом 44% от всего населения страны старше 12 лет, свои аналоги западным платформам также предлагают другие российские холдинги. Так, «Газпром-Медиа» в качестве альтернативы YouTube развивает видеохостинг Rutube, а вместо TikTok предлагает сервис коротких видео Yappy. Но если месячный охват «ВКонтакте» в апреле 2023 года составил почти 87 млн человек, то аналогичный показатель Rutube — 22 млн (данные по Yappy Mediascope не раскрывает). У соцсети «Одноклассники», которая также принадлежит VK, месячный охват — 50 млн человек. Для сравнения: аналогичный показатель TikTok — 67 млн, Instagram — 26 млн.

Что даст VK собственная «школа блогеров»

Запуская курсы для блогеров, пусть и бесплатные, VK рассчитывает на долгосрочную выгоду от такого проекта, считает Денис Кусков. «Они воспитывают новую плеяду блогеров, которые в дальнейшем будут зарабатывать на их площадке, — объясняет он. — Плюс конкуренция с «Яндексом» и Rutube, которые также активно сманивают инфлюенсеров из запрещенного в России Instagram и не позволяющего выкладывать обновления TikTok. Сейчас как раз самое правильное время для подобной работы».

Аналогичную позицию высказал и глава Института современных медиа Кирилл Танаев: «Вложения VK в обучение блогеров — это долгосрочная инвестиция в развитие контента на своей площадке. Чем больше разнообразного контента будет на VK, тем большую аудиторию привлечет компания и тем выше будет ее доходность от рекламы и других услуг».

Конкуренты VK — в первую очередь «Яндекс» и МТС — уже развивают свои медийные и контентные сервисы ускоренными темпами, указывает Евгений Сафронов. Для VK курсы блогеров станут «инициативой, направленной на выращивание авторов «под себя» и переманивание их с других платформ». Обучение инфлюенсеров может дать преимущество на рынке пользовательского видео в условиях неопределенности «на фоне постоянных угроз то блокировки YouTube, то его ухода из России», добавляет Сафронов: «Rutube не смог стать полноценным аналогом YouTube, потому что сконцентрировался не на пользовательском контенте, а на содержимом телеканала ТНТ».