Бизнес

Власти обсудили «дискуссионный вопрос» маршрута ВСМ Москва — Петербург

Власти обсуждают варианты организации съездов с ВСМ к городам Тверь и Великий Новгород, выяснил РБК. Их наличие или отсутствие значительно влияет на план по перевозке. Но строительство требует дополнительных инвестиций

Власти обсудили «дискуссионный вопрос» маршрута ВСМ Москва — Петербург

Власти и участники проекта первой российской высокоскоростной магистрали (ВСМ) обсудили варианты съездов с основной ветки ВСМ в города Тверь и Великий Новгород. Возможные схемы организации маршрута обсуждались 18–19 апреля в Великом Новгороде на стратегической сессии, рассказали РБК два источника среди участников. В ней, в частности, принимали участие представители РЖД, «Сбера», правительства Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Ленинградской и Новгородской областей и эксперты.

Организация съездов в города стала «дискуссионным вопросом», рассказывает один из собеседников РБК. Согласно утвержденной трассировке, ветка ВСМ должна пройти в обход Твери и Великого Новгорода — новые станции запроектированы на удалении 10–20 км от центров городов. Сооружение съездов было предусмотрено в финансовой модели и прогнозном пассажиропотоке, но их строительство пока не включали в проект, рассказал один из собеседников. Без съездов пассажиропоток ВСМ к 2030 году сократится на 10–11% (с 22,89 млн до 20,54 млн), что также приведет к значительному снижению доходов перевозчика, следует из материалов стратегической сессии, с которыми ознакомился РБК.

Какие варианты обсуждаются

Сейчас участники проекта рассматривают по три варианта организации съездов возле Твери и Новгорода.

Первый вариант по Твери предполагает отсутствие съездов — это не потребует изменения проектной документации, но приведет к снижению пассажиропотока относительно прогнозного на 1,7 млн пассажиров в год (прогноз отправляемых по ВСМ из Тверской области пассажиров к 2030 году составляет 2,07 млн человек). Согласно второму, наиболее дорогостоящему варианту, трасса пройдет через центр города (такой вариант еще не проектировался, и это может привести к увеличению сроков реализации проекта). Третий, наиболее приоритетный вариант предполагает строительство съездов к станции Тверь Октябрьской железной дороги: ВСМ-поезда будут следовать по новой скоростной ветке, а региональные скоростные поезда в направлении Москва — Тверь будут прибывать на действующий вокзал в Твери. В этом случае обеспечивается пассажиропоток, заложенный в финансовой модели ВСМ, также появится возможность использовать участок ВСМ Москва — Тверь для «Сапсанов» еще до запуска всей новой ветки. В этом случае, однако, проект подорожает на 5,6 млрд руб., уточняет источник РБК.

По прокладке трассы возле Великого Новгорода также рассматриваются три варианта. Первый — без съездов, что приведет к снижению пассажиропотока на 580 тыс. человек в год (от прогноза 1,14 млн отправленных из Новгородской области пассажиров ВСМ). Этот вариант неудобен еще и тем, что удаленность будущей трассы от центра города на 24 км снизит ее привлекательность для регулярных корреспонденций. Еще один вариант предполагает стройку сразу трех съездов (стоимостью, по предварительной оценке, не менее 20 млрд руб.) — тогда по ВСМ в перспективе можно будет запустить региональные поезда из Москвы в Новгород и Петрозаводск, а также поезда Петербург — Великий Новгород. Третий вариант — построить один съезд с ВСМ в Новгород по направлению из Санкт-Петербурга (стоимостью не менее 12 млрд руб.), что обеспечит доступность ВСМ для жителей самого Новгорода, но потребует изменений в проектной документации (без необходимости перепроектирования всего участка).

Новости компаний

РБК Компании

ROXY-KIDS|На пользу малышам

В Петербурге прошла «Ушастая вечеринка» для беременных и мам от ROXY-KIDS

Новость

Власти обсудили «дискуссионный вопрос» маршрута ВСМ Москва — Петербург

РБК Компании

Запущен новый функционал для групп компаний

Работайте над узнаваемостью бизнеса в одном профиле

РБК Компании

Самые крупные юридические компании

Узнайте, кто есть кто в бизнесе вашего региона

РБК Компании

Крупнейшие компании в художественно-технической сфере

Изучите сведения в каталоге по регионам

Власти обсудили «дискуссионный вопрос» маршрута ВСМ Москва — Петербург

Один из собеседников РБК добавил, что решений по съездам еще не принято, так как станции «на удалении 10–20 км от центра города — это 15 минут езды в таких городах, ничего страшного в их отсутствии нет». Другой источник отмечает, что по Новгороду фактически рассматривается два варианта — без съездов и с заездом в город из Петербурга.

В РЖД, правительствах Твери и Новгорода отказались от комментариев РБК. В федеральном Минтрансе вопросы перенаправили в РЖД. В дептрансе Москвы не ответили на запрос РБК на момент публикации.

В начале апреля РЖД рассказали, что на маршруте ВСМ может появиться 16 остановок в зависимости от расписания движения поездов. Тогда же сообщалось, что проектирование магистрали выполнено более чем на 60%. В 2021 году правительство утвердило базовую трассировку первой российской ВСМ.

Вице-президент Центра экономики инфраструктуры (ЦЭИ) Максим Фадеев отмечает, что с точки зрения соотношения пассажиропотоков, социально-экономических эффектов и стоимости строительства наиболее эффективными будут варианты со съездами в центры Твери и Новгорода. «По затратам — это чуть больше 1% от стоимости реализации проекта, при том что если съезды не построить — ВСМ потеряет 11% всего пассажиропотока и 30% косвенных социально-экономических эффектов», — отмечает эксперт. По оценке ЦЭИ, время пассажира в пути из Москвы до Твери без строительства съездов составит 77 минут (около 40 минут по ВСМ, около 20 минут — на автобусе до центра Твери, около 15 минут на пересадки), со съездом оно сократится до 54 минут. Также прогнозируется, что пассажир потратит 79 минут на дорогу из Петербурга до Новгорода (по ВСМ, без съездов) и 55 минут — при наличии съезда в город. Сейчас время в дороге Москва — Тверь на «Ласточке» занимает 1 час 40 минут, на направлении Новгород — Санкт-Петербург по трассе М-11 — 2 часа 20 минут.

В соответствии с поручениями президента вся проектная документация должна пройти заключения Главгосэкспертизы до конца марта 2025 года, напоминает Максим Фадеев.

Вопрос балансировки финансовой модели включает в себя и возможности изменения трассировки трассы, отмечает Павел Иванкин, президент НИЦ «Перевозки и инфраструктура». «При детальном рассмотрении финмодели появились предложения по изменению обсуждаемой трассировки. Окончательных решений пока нет. Все будет зависеть от смещения баланса либо в сторону оптимизации, либо в сторону пассажиропотока. Конечно, наличие заходов ВСМ в города обеспечит дополнительными доходами не только железнодорожников, но и городские администрации, а также повысит мобильность населения. Окончательное решение должно быть принято до конца текущего года», — говорит эксперт. При этом на фоне общих финансовых вложений в проект стоимость заходов не является критической, добавляет он.

Поделиться

Поделиться

Вконтакте
Одноклассники
Telegram

Кредит наличными от 

Власти обсудили «дискуссионный вопрос» маршрута ВСМ Москва — Петербург

БАНК ВТБ (ПАО). ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ № 1000. РЕКЛАМА. 0+

Власти обсудили «дискуссионный вопрос» маршрута ВСМ Москва — Петербург

Ставки по кредиту ниже

Узнать подробнее

Власти обсудили «дискуссионный вопрос» маршрута ВСМ Москва — Петербург

от 30 тыс. до 40 млн ₽

Узнать подробнее

Власти обсудили «дискуссионный вопрос» маршрута ВСМ Москва — Петербург

Оставьте заявку онлайн

Узнать подробнее

Оформить прямо сейчас

Узнать подробнее