«Эксмо» просит ФАС проверить букварь конкурента с похожей на собственное издание обложкой и автором-однофамилицей. Антимонопольный орган не часто рассматривает дела о плагиате книг, но юристы видят у претензии шансы на успех
Издательство «Эксмо», входящее в топ-3 рейтинга Российской книжной палаты как по тиражам, так и по количеству наименований выпущенных книг, обратилось в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) из-за плагиата «Букваря» логопеда Надежды Жуковой. Соответствующее заявление о возбуждении и рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства «Эксмо» направило в ФАС 1 сентября. Копию документа РБК предоставили в самом издательстве. В ФАС получение заявления подтвердили.
Предметом обращения стала серия «Логопед Надежда Жукова», запущенная «Эксмо» в 2013 году. В серию, помимо «Букваря», также входят пособия «Я говорю правильно» и «Логопед у вас дома». Совокупный тираж «Букваря» в 2022 году составил 201,4 тыс. экземпляров (для сравнения: весь совокупный тираж книг Агнии Барто в том же году, входящей, по данным Российской книжной палаты, в топ-20 самых издаваемых детских писателей, составил 294 тыс. экземпляров, а Марка Твена — 267 тыс. экземпляров). Кроме того, по итогам 2022 года «Букварь» Надежды Жуковой стал самой продаваемой российской книгой в США.
Серия «Логопед Надежда Жукова», как указано в обращении, объединена «характерным сериальным художественным оформлением, позволяющим отличать книги издательства от книг, издаваемых иными лицами». Это оформление, как утверждают в «Эксмо», было создано штатным сотрудником издательства, художественным редактором Ильей Сауковым, а значит, согласно п. 2 ст. 1295 Гражданского кодекса, посвященной авторскому праву, именно «Эксмо» выступает обладателем исключительных прав на использование художественных оформлений книг серии. Другим лицам этих прав издательство не предоставляло.
Плагиатом как отдельно взятого «Букваря», так и всей серии, по версии «Эксмо», занимается ООО «Симбат», которое в 2017 году организовало выпуск и продажу целого ряда бумажных книг для дошкольников (букварей, логопедических пособий) под брендом «Умка». В эту серию вошла, например, книга «Азбука и букварь», издаваемая в визуально похожем на пособие «Эксмо» исполнении и под авторством однофамильца — Марии Александровны Жуковой, «малоизвестного педагога-логопеда», а также «Большой логопедический учебник», «Логопедический букварь» и «Первое чтение после букваря». Схожесть оформления серии и одинаковые фамилии авторов, по мнению «Эксмо», приводят к их «смешению» в глазах потребителя.
Издание и появление в продаже такой книги в «Эксмо» считают недобросовестной конкуренцией и просят ФАС возбудить дело. По результатам рассмотрения дела «Эксмо» просит выдать компании «предписание об устранении последствий нарушения и недопущении действий, создающих угрозу нарушения антимонопольного законодательства».
На момент публикации в «Симбат» на запрос РБК не ответили.
Что говорят о споре издательств юристы
Претензии «Эксмо» потенциально могут быть справедливы при наличии всех признаков недобросовестной конкуренции, считает юрист Антимонопольной и регуляторной практики юридической фирмы Vegas Lex Илья Бочинин. Например, «Эксмо» сможет выиграть в случае, если докажет, что «Симбат» получил преимущество в результате копирования обложки, причинил убытки «Эксмо» или нанес вред его деловой репутации.
Довода о том, что ООО «Симбат» выпускает буквари под авторством однофамилицы Надежды Жуковой, недостаточно для квалификации действий «Симбата» в качестве акта недобросовестной конкуренции, отмечает, в свою очередь, адвокат компании Kulik & Partners Law.Economics Асия Раджабова. «Но если «Симбат» действительно использовал серийное оформление книг «Эксмо» для выпуска собственной продукции, высока вероятность признания таких действий нарушением ч. 2 ст. 14.6 Закона о защите конкуренции (запрещает смешение продукции с товарами или услугами конкурента путем копирования или имитации внешнего вида товара. — РБК)», — отмечает она.
При рассмотрении подобного спора, по словам Раджабовой, ключевое значение будет иметь мнение потребителей по итогам социологических опросов о том, считают ли они книги схожими или относящимися к одной серии, а также сравнительные заключения экспертов и специалистов.
Главное для большого бизнеса
СберПро Медиа
Госсектор
Меры поддержки бизнеса от государства за август
СберПро Медиа
Торговля
Барометр отрасли: «Торговля & торговая недвижимость»
СберПро Медиа
Интересное
Три цифровых сдвига: как трансформация меняет бизнес-модели компаний
СберПро Медиа
АПК
Управляемая доходность. Агрохолдинги созрели для цифровой трансформации
СберПро Медиа
Интересное
Дайджест актуальных трендов. Электрокары, открытый банкинг и осознанное потребление
СберПро Медиа
Транспорт
Новые маршруты и диверсификация: куда идёт российская логистика
СберПро Медиа
Интересное
От стратегии к тактике. Как избежать рисков во время цифровой трансформации
СберПро Медиа
Недвижимость
Лёгкие на подъём. Какие возможности есть у российского рынка индустриальной недвижимости
СберПро Медиа
Интересное
Три ошибки цифровой трансформации
СберПро Медиа
Интересное
Стабильность изменений: как быть лидером в трансформирующемся мире
Реклама, ПАО Сбербанк