В Госдуму внесли новый законопроект о регулировании маркетплейсов. Он запрещает требовать с покупателя компенсацию за возврат товара, а для крупных площадок — проводить акции без согласия партнеров и брать более 10% за услуги
Во вторник, 5 марта глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов и глава комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев от «Единой России» внесли в Госдуму проект закона о регулировании деятельности маркетплейсов, которые в документе названы агрегаторами информации о товарах. Документ определяет права и обязанности интернет-платформ, продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов.
Законопроект предлагает ввести общее регулирование для всех «агрегаторов информации о товарах» и дополнительное для тех, которые занимают более 20% на рынке. В пояснительной записке отмечается, что законопроект должен восполнить пробелы в законодательстве, способствующие монополизации рынка и ставящие в невыгодное положение продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов и приводящие к сложности разрешения споров между ними. В тексте утверждается, что маркетплейсы, имеющие значительное положение на рынке, могут злоупотреблять возможностью одностороннего изменения условий работы, вплоть до наложения строгих санкций и блокировки личных кабинетов за нарушения договоров оферты.
Предполагается, что законопроект вступит в силу 1 марта 2025 года. Контролировать соблюдение описанных в нем требований будет ФАС, следует из документа.
Кого и как будут регулировать
Авторы законопроекта предлагают ввести как общие для всех интернет-площадок правила, так и специальные для занимающих «значимое положение на рынке».
К «значимым» относят тех агрегаторов, с помощью которых было осуществлено более 20% от всех сделок между продавцами и покупателями за предыдущий год. Таким компаниям предлагается запретить:
Программа развития РБК Pro
Освойте 52 навыка за год
Программа развития — удобный инструмент непрерывного обучения новым навыкам для успешной карьеры
Спасение топ-менеджера: 10 приемов для ответа на каверзные вопросы
Улучшает продуктивность и самочувствие: как перейти на нелинейный график
«Улыбаемся и машем»: 9 принципов эффективного общения
Как заставить себя постоянно двигаться вперед — девять простых советов
«Да гори оно все огнем»: как руководителю справиться с выгоранием
Почему управление вниманием теперь важнее тайм-менеджмента
В чем ошибался Генри Форд: 6 вредных советов от мировых бизнес-гуру
Руководитель, от которого не уходят: как заслужить лояльность подчиненных
Окружение на миллион: как найти друзей, с которыми захочется развиваться
Почему жестикуляция — это суперспособность, пока слабо изученная наукой
Руководители слишком много анализируют. Когда стоит положиться на опыт
«Я все смогу»: 5 привычек уверенных в себе людей — Fast Company
- изменять условия договора услуг, каким-либо образом ухудшать положение продавцов или владельцев пунктов выдачи заказов, предварительно не уведомив их не менее чем за 30 дней. Исключение — если изменения нужны для обеспечения безопасности покупателей, контрагентов или самой компании, предотвращения или устранения технических сбоев или иного вреда;
- создавать дискриминационные условия по закону «О защите конкуренции» и препятствия для доступа на рынок;
- навязывать не относящиеся к электронной торговле услуги, а также условия о продвижении товаров за счет снижения цены без согласия контрагента;
- безвозмездно проводить распродажи товаров за исключением тех, которые относятся к собственным товарам;
- запрещать деятельность контрагентов на других площадках;
- создавать преимущества для продажи собственных торговых марок по сравнению с товарами других продавцов.
Совокупная стоимость всех услуг подобных агрегаторов продавцу не может превышать 10% от общей стоимости товара, в отношении которого оказаны такие услуги. А суммарный размер неустоек за неисполнение продавцом договора не должен превышать 15% от стоимости услуг, в отношении которых допущено нарушение.
Для всех маркетплейсов, не только занимающих значимое положение на рынке, в законопроекте предлагается установить общие требования к договору об оказании услуг. При заключении договора площадка должна будет проверять документы и профиль контрагентов. Кроме того, интернет-площадки будут обязаны размещать форму договора на своем сайте в интернете и проверять возраст покупателей при продаже товаров для лиц, достигших определенного возраста, не допускать размещение информации о товарах, оборот которых в России запрещен или ограничен, а также подлежащих подтверждению соответствия или маркировке, если эти процедуры не проведены.
В числе других ключевых положений — запрет требовать с покупателя компенсации за возврат товара и получать такие платежи, а также закрепление за маркетплейсами права самостоятельно продавать товары, в том числе собственных торговых марок.
При этом законопроект также предусматривает внесение изменений в закон о торговле. Если маркетплейс дистанционно продает продукты питания, его отношения с поставщиками будут регулироваться как отношения розничных торговых сетей. Также предлагается утвердить требования к обеспечению антитеррористической защищенности инфраструктуры агрегаторов информации о товарах и правила их взаимодействия с госорганами, занимающимися оперативно-разыскной деятельностью или обеспечением безопасности страны.
Наконец, вводится норма, при которой правительство сможет обязать маркетплейсы маркировать отдельные товары, использовать аппаратуру для обнаружения оружия, взрывчатых веществ или других запрещенных устройств, предметов и веществ.
Как предлагали регулировать маркетплейсы
За последние полгода это не первый законопроект о регулировании маркетплейсов. Осенью 2023 года группа депутатов внесла в Госдуму поправки в законы «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» и «О защите прав потребителей», по которым предполагается юридически закрепить понятие маркетплейса, ограничить частоту изменения договоров оказания услуг одним разом в год, ввести ответственность за достоверность информации на платформах, запретить им блокировать личные кабинеты партнеров и взыскивать с последних штрафы без их согласия, полностью запретить продажу собственных торговых марок для компаний с оборотом более 150 млрд руб.
В конце января Андрей Кутепов заявил о подготовке другого законопроекта, в котором предлагал ограничить возможность открывать новые логистические объекты в регионах, где доля маркетплейса на рынке превышает 25%, ввести регулирование комиссии площадок со стороны ФАС и др. В Ассоциации компаний интернет-торговли называли инициативу «не только избыточной, но и вредной», объяснив это негативными последствиями для покупателей и малого и среднего бизнеса.
В начале этого года ФАС признала Wildberries и Ozon коллективно доминирующими, заявив, что вместе они занимают более 80% на рынке.
Поделиться
Поделиться
Вконтакте
Одноклассники
Telegram
РБК в Telegram
На связи с проверенными новостями
Огненный смерч в Приморье попал на видео
Министерство обороны Германии отреагировало на утечку переговоров в СМИ
Американцы засомневались в умственных способностях Байдена. Проблемы и у Трампа
Еврокомиссия озвучит варианты применения замороженных активов России
Корабль с российским и американскими космонавтами запустили к МКС. Видео
В Саратове на школьницу напал лев. Стали известны последствия
Как меняется чистая прибыль российских банков. Инфографика
Украина согласилась продолжить транзит российского газа. Но при одном условии
В Польше упал неизвестный объект. Власти рассказали, что это было
Медведев рассказал о разговоре с Обамой, который его «поразил до глубины души»
Индекс Мосбиржи обновил двухлетний максимум
Что будет с долларом в марте: падение до ₽86 или рост до ₽95
В России ждут рекорда по дивидендам. Последние новости о выплатах компаний
Такого не было 45 лет: британцы перестали поддерживать правящую партию