Медиа и Технологии

Зарубежные стриминговые сервисы остались в числе самых прослушиваемых

Россияне продолжают пользоваться иностранными музыкальными сервисами, несмотря на проблемы с доступом и оплатой. Аналитики объясняют это наличием там западных новинок, возможностью оплаты иностранными картами и другими способами

Зарубежные стриминговые сервисы остались в числе самых прослушиваемых

Во втором квартале этого года доля YouTube Music от общего числа слушающих музыку в России составила 37%, свидетельствуют данные проекта Mediascope BrandPulse. Показатель снизился на 16 п.п. по сравнению с тем же периодом прошлого года, но вырос на 4 п.п. по сравнению со значением первого квартала.

Также сократилась доля Apple Music (на 2 п.п.) и сервиса «Звук» (на 7 п.п.), но оба сохранили заметные позиции, занимая 12 и 11% соответственно. При этом доля Apple Music по сравнению с первым кварталом выросла на 2 п.п.

Как пояснил представитель Mediascope, в случае сервисов YouTube Music и «Звук» произошел «скачок», вызванный внешними факторами (ребрендингом или сменой логотипа у каждого из сервисов — эти параметры существенно влияют на узнаваемость бренда в ходе исследования).

Наиболее популярным сервисом остался «Яндекс.Музыка». Его доля по сравнению со вторым кварталом 2022-го выросла на 2 п.п., до 73%. Доля «Музыки ВКонтакте» увеличилась на 4 п.п., до 67%.

При этом доля «Музыки в Одноклассниках» (существует с 2011 года) во втором квартале этого года составила 29%, «МТС Музыки» (с 2016 года) — 11%, немецкого сервиса SoundCloud — 6%. Однако данные за сопоставимый период прошлого года для этих сервисов Mediascope не приводит, поясняя, что ранее не включали их в опрос. Зарубежные музыкальные сервисы Deezer и Spotify проект BrandPuls не оценивал.

Все

Старейшие компании в сфере образования

Зарубежные стриминговые сервисы остались в числе самых прослушиваемых

ГБОУ ЛО «ЛУЖСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ» 

Дата регистрации 26.07.1953

Зарубежные стриминговые сервисы остались в числе самых прослушиваемых

ГБДОУ ДЕТСКИЙ САД №113 НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 

Дата регистрации 22.02.1955

Зарубежные стриминговые сервисы остались в числе самых прослушиваемых

ФГКОУ СПБ СВУ МО РФ 

Дата регистрации 28.04.1955

Зарубежные стриминговые сервисы остались в числе самых прослушиваемых

МБОУ «СОШ № 1» 

Дата регистрации 30.09.1980

Что поменялось у музыкальных сервисов

После начала специальной военной операции на Украине ряд иностранных сервисов заявил об уходе из России. В частности, письма о завершении работы своим подписчикам в марте прошлого года разослал Deezer. С середины апреля перестал работать Spotify.

В октябре прошлого года Роскомнадзор по требованию Генпрокуратуры ограничил в России доступ к сервису по распространению музыки с функциями социальной сети SoundCloud с объяснением, что на онлайн-платформе были материалы, содержащие недостоверную информацию о спецоперации на Украине.

При этом сервис Apple Music в последние месяцы работает с перебоями, убедился корреспондент РБК. В отзывах в App Store пользователи жалуются, что проигрывание песен «зависает», пропадает список сохраненных треков, происходит внезапное списание денег и др. РБК направил запрос в Apple. Но директор центра Big Data МТС Виктор Кантор отметил, что значительных изменений по количеству пользователей Apple Music по сравнению с прошлым годом в мобильной сети этого оператора нет. На протяжении 2023 года показатель менялся незначительно с учетом фактора сезонности. «В то же время фиксируем снижение интереса к Apple Music. Например, в июне—июле 2023 года мобильный интернет-трафик снизился на 23% по сравнению с тем же периодом 2022 года», — подчеркнул Виктор Кантор.

Российская аудитория продолжает пользоваться иностранными музыкальными сервисами, согласен организатор Международного форума музыкальной индустрии Colisium Сергей Бабич. По его словам, это связано с их удобством, широтой репертуара, наличием новых релизов и грамотно работающими рекомендательными алгоритмами. «Обычно это продвинутая аудитория, меломаны, которые могут оформить подписку с помощью иностранных карт, — объясняет Бабич. — Кроме того, они достаточно осознанно подходят к потреблению контента, чтобы платить за него, а не пользоваться пиратскими ресурсами».

Глава агентства InterMedia Евгений Сафронов обратил внимание на проблему отсутствия в статистике Mediascope данных об аудитории Spotify и Deezer, без которых рынок не оценить полностью. По итогам 2020 года «МегаФон» сообщал, что Spotify занимал у российской аудитории третье место по популярности с долей 12,1% по аудитории, тогда как у Apple Music и YouTube Music было 10,2 и 1,6%, соответственно. В то же время Сафронов замечает, что локальные музыкальные платформы в мире имеют лишь несколько стран, а в России их даже несколько. «Но их репертуар сейчас заметно ограничен — пропала основная часть международного, в первую очередь англоязычного контента в связи с уходом тройки ведущих международный лейблов, большая часть весьма популярного в России украинского контента, а также ряд заметных российских исполнителей. Многое из этого (хоть и не всё) можно найти на зарубежных платформах — конечно, пользователи стремятся получить недостающее», — рассуждает он. Впрочем, как считает Сафронов, в большей степени такая аудитория «обратилась к сервисам, находящимся вне легальной зоны», то есть к пиратам.

Если вспомнить конец 2021 года, то тогда всех удивил взлет Spotify, который очень быстро после своего старта в России стал самым обсуждаемым в руссскоязычных соцмедиа музыкальным сервисом, согласно исследованию Brand Analytics, рассуждает директор по стратегическим коммуникациям этого агентства Василий Черный. По его словам, это было неожиданно, так как сервисы музыки от VK и «Яндекса» уже были весьма популярны и распространены в России. «На слуху был также «Сберзвук», использовались такие зарубежные сервисы, как SoundCloud, YouTube Music, TIDAL, Deezer. Сейчас ситуация изменилась. Пользование зарубежными сервисами очевидно снизилось, но не обнулилось — многие российские пользователи завели себе карты иностранных банков или нашли другие способы оплаты зарубежных сервисов (со счета мобильного оператора и др. — РБК)», — отметил Черный. В то же время он указал, что и «Яндекс.Музыка», и «VK музыка» очень развитые и удобные сервисы. Они входят в комплексные подписки, успешно продвигаются и удовлетворяют запросам большинства пользователей. Популярность музыки в «Одноклассниках» Черный назвал «интересным трендом». «В этой соцсети своя «верная» аудитория, которая отличается от аудитории других социальных платформ. Поэтому, возможно, предпочитает слушать музыку именно там», — предположил он.

По словам представителя «Одноклассников», их сервис «Музыка» с момента запуска в 2011 году сильно трансформировался. Появилась опция «Рекомендации», которой сейчас пользуется больше половины от общего количества активных слушателей; недавно запустили радиостримы, возможность просмотра клипов в плеере «Музыки».